Главная страница сайта "Мастерская Анны Эрман" Главная страница сайта "Мастерская Анны Эрман"

Мир&Дом. Март 2005
Улитка на склоне

    Спиральная лестница в этой двухуровневой квартире была задумана дизайнером Анной Эрман как центр домашнего бытия, ось, связующая пространства, времена и стили. Главный ее украшением стал похожий на улитку изящный серебряный завиток. В интерьере этот барочный символ превратился в важный объединяющий элемент.

   Квартира, оформленная Анной Эрман, получилась по-женски романтичной, по-европейски эклектичной и явно выходящей вон из ряда повторяющихся «новых русских интерьеров». То, что конечный вариант в корне отличается от изначальной задумки, наводит на мысль, что один отдельно взятый интерьер как элемент всеобщей эволюции развивается от простого к сложному и к тому же по спирали.

   «Когда эта квартира только задумывалась, мне хотелось осуществить свои давние мечты, - говорит хозяйка квартиры Ирина. - А мечтала я об ощущении большого современного пространства, с обилием света и малым количеством мебели, но, тем не менее, комфортного и уютного. Из квартиры общей площадью 150 кв. м, растянутых на два этажа, комфортное и уютное пространство создать было значительно проще, чем заставить его казаться больше своих размеров.

   Стилистически квартира зарождалась как «японский минимализм» в современном европейском прочтении, основанный на одной, но пламенной страсти Ирины к темному дереву венге. Именно «шоколадное» дерево сыграло роль той «печки», от которой и начался творческий танец. «Венге- очень благородный материал, - считает Анна Эрман, - он достаточно нейтрален, так что с ним легко можно работать в любом стиле». Теперь, глядя на результат многомесячной работы, трудно представить себе, что все начиналось с идей ваби, проповедуемых в Японии.

   К окончанию проекта богато декорированная квартира мягко манила витой серебристой оттоманкой, таинственно сверкала барочным хрусталем и уводила вверх роскошной спиралью лестницы. От японской темы в интерьере осталась лишь узкая клетчатая дверка у входа, обилие венге и одинокий красный акцент. Одна из причин смещения оси координат из восточного полушария в более нейтральную полосу среднеевропейской эклектики заключалась в том, что для молодой семьи важна возможность трансформации пространства, а эклектика, в отличие от любого чистого стиля, свободная от жесткого диктата.

   «Мне хотелось создать такую концепцию квартиры, которую можно было бы развивать бесконечно, - говорит Анна Эрман. - И в этом отношении эклектика мне показалась наиболее удобным стилем, в рамках которого можно смело экспериментировать, соединяя разнородные предметы и фактуры, при этом ни на йоту не навредив самому проекту.

   Возникновение этнических мотивов Анна объясняет просто: «Хозяева много путешествуют, и мне показалось естественным, что они смогут привозить много красивых вещей со всего света. Что бы им ни понравилось, все будет к месту». Место действительно нашлось для самых разных предметов. Успев за время ремонта несколько раз съездить за границу, хозяева привезли уникальные образцы этнического декора. Теперь у входной двери мелодично позвякивают ультрамариновые каменные подвески из Австралии, гостиную украшают статуэтки из Гоа, тусклым золотом мерцают египетские папирусы на винтовой лестнице.

Античные полуколонны барной стойки, возникшие в начале ремонта для маскировки одной из четырех несущий колонн первого этажа (три из которых Анне успешно удалось спрятать в стены), принадлежат к совсем иной культурной традиции. Снизу они замаскированы зеркалом так, чтобы возникла полная иллюзия парения тяжелого объекта в воздухе, вполне в духе знаменитого Макса Эрнста. Сюрреалистическая античность составляет антагонистический дуэт с ярким контрастным пятном современного красного кресла и алых вставок на кухне - любимого цвета заказчицы и последней иллюзии на тему Японии.

Романтичная кованая лестницы с барочным завитком, созданная по эскизам Анны, возникла, как часто бывает с наиболее удачными решениями, в процессе работы над ошибками проектировщика. В данном случает неудачно расположение лестницы доставило и дизайнеру, и строителям немало головной боли: «Знаете, как иногда делают лестницы: сбоку, по-сиротски и жутко неудобно?» В результате Анне пришлось придумывать другой вариант, занимающий минимум места и максимально эффектный. Получилась изящная кованая спираль с премилой металлической улиткой «в ногах», как писал поэт, «мерно ползущей по склону Фудзи вверх до самых высот». На формирование «склонов Фудзи» пришлось получать специальной разрешение у архитекторов дома и прорезать межэтажное перекрытие прямо посреди квартиры.

Сейчас ничто не выдает пережитых мучений: лестница выглядит настолько естественно, что трудно увидеть в ней чистой воды «выход из положения».

«Съев» массу места, лестница разделила второй этаж на два объема, в которых уместились спальня, гардеробная, детская и два санузла. Небольшая площадка для кабинета не оставляла самому кабинета никаких шансов: здесь не было окна. И поэтому Анна предложила сделать стену кабинета стеклянной, тем самым визуально расширив небольшое помещение и дав доступ естественному свету. Этот шаг потянул за собой цепочку преобразований. Для создания симметрии стеклянной стала и находящаяся по другую сторону лестницы стена спальни. Обнаженные пространства, слава Богу, никого не смутили - и в кабинете, и в спальне при необходимости можно опустить жалюзи. Теперь стена в спальне напоминает удачно обыгранную в интерьере архитектурную идею Мисса Ван дер Ройе, примененную им некогда в проекте стеклянного дома Эдит Фарнсворд. Впрочем, на двух стеклянных стенах Анна не остановилась. Желая зрительно увеличить размеры шестнадцатиметровой спальни, она сделала прозрачной и перегородку между спальней и санузлов, объединив их практически в единое пространство.

При всей своей условности и игривости идея вполне практична. Благодаря обманкам изначальные 150 кв. м. не угадываются вовсе: вас встречает просматриваемое по горизонтали и вертикали крестообразно открытое пространство со сложной планировкой, массой ничем не выдающих своего присутствия вспомогательных помещений и двумя полукруглыми эркерами, позволяющими квартире купаться в солнечных лучах. «Несмотря на то, что квартира получилось не совсем такой, как мы ее представляли вначале, жить нам здесь очень приятно и комфортно, - говорит Ирина, - а стеклянные стены создают именно то ощущение огромного пространства, о котором мы мечтали».